Практика создает совершенство

Другой вариант перевода названия статьи - "Навык мастера ставит" (перевод пословицы "PRACTICE MAKES PERFECT")

Интервью с Шри К. Паттабхи Джойсом

(Сандра Андерсон, Yoga International, январь-февраль 1994)

Перевод Анастасии Ашитковой

 

Счастливое лицо, свет в глазах, здоровое тело — это признаки йога, в соответствии с «Хатха-Йога-Прадипикой», классическим санскритским текстом о хатха-йоге. Такое описание подходит К. Паттабхи Джойсу. В возрасте 78-ми лет у него прямой позвоночник и гладкое лицо, как у гораздо более молодого человека. Его смех легкий, искрящийся - нас представляют друг другу в запотевшей студии в Нью-Йорке — он спрашивает, буду ли я заниматься йогой с ним. 

В соответствии с «Прадипикой», хатха-йога изучается для достижения раджа-йоги, также известной как Аштанга йога - завершенный восьмиступенчатый путь самореализации. Но немногие понимают достижение совершенства в позах и дыхании, как способ перехода к другим ступеням так же ясно, как Джойс.

К. Паттабхи Джойс родился в 1915 году в южной Индии. Он встретил своего гуру, Кришнамачарью, который был так же учителем Б.К.С. Айенгара, будучи еще маленьким мальчиком. Джойс обучает йоге с 1937 года, и ученики со всего мира приезжают, чтобы заниматься с ним в его доме в Майсоре, Индия. Он бывал в США несколько раз, и хотя это его первый визит в Нью-Йорк, большинство учеников на этом утреннем классе, кажется, знают последовательность, которой он обучает. 

Жарко. Окна закрыты, и влажный воздух становится густым от тяжелого дыхания 35-ти потеющих тел. Ученики стонут и вздыхают. Некоторым последовательность дается без усилий, но всё равно их тела блестят от пота. 

Джойс повсюду, поддерживает: руку сюда, ногу туда, шутит, когда это особенно необходимо. Он проговаривает последовательность поз сильным глубоким голосом, используя названия на Санскрите.

Здесь нет лени: только решительный, тяжелый труд и в благодарность - рождение силы и гибкости. Класс движется от одной позы к другой, останавливаясь только чтобы удержать позицию, связывая позы последовательностью со сгибанием позвоночника, напоминающей Поклонение Солнцу, и похожим образом координируемой дыханием. «Выдох, чатвари (чатуранга дандасана), вдох, панча (урдхва мукха шванасана).» Джойс поддерживает дисциплину, но смягчает ее легким юмором и любовью, когда дразнит учеников словесно и физически в положениях, в которых они никогда не могли бы себя представить.

И если уговоров, энергии в комнате и воздействия коллектива не достаточно, то есть жара.

Несмотря на коврики, на деревянном полу с трудом отыщешь сухое место в конце этой суровой двухчасовой сессии. Безостановочная последовательность поз вместе с дыханием была разработана, чтобы растопить огонь очищения для очистки нервной и кровеносной систем с помощью дисциплины и старого доброго пота. 

«Практикуйте, практикуйте, практикуйте.», - говорит Джойс позже маленькой группе учеников , собравшихся в лофте в Сохо. Он говорит о методе, который он использует, подчеркивая, что не добавил ничего нового к оригинальному учению своего гуру и «Йога-Сутрам».

 

Где вы учились йоге?

 

У моего гуру, Кришнамачарьи. Я начал заниматься с ним в 1927 году, когда мне было 12. Вначале он обучил меня асане и пранаяме. Позже я изучал Санскрит и философию адвайта в колледже санскрита (Sanskrit College) в Майсоре и начал обучать йоге там же в 1937 году. Я стал профессором, преподавал санскрит и философию в этом же колледже в течении 36 лет.

В Америке я впервые преподавал в Энсинитас, Калифорния в 1975 году. Сейчас я езжу по всей Америке. Я буду обучать любого, кто хочет добиться совершенства в методе йоги — Аштанга йоге, так же, как мой гуру учил меня.

 

Вы преподаете санскрит своим западным ученикам?

 

Нет, только асану и пранаяму. Вам нужен санскрит для понимания метода йоги, но многие люди, даже если они хотят выучить санскрит, говорят, что у них нет времени. Очень важно понимать философию йоги. Без философии практика не хороша. Ведь практика — это начальная точка для понимания философии йоги. Смешивать то и другое — это самое лучшее.

 

Какой метод вы используете, чтобы обучать асане и пранаяме?

 

Я учу только Аштанга йоге, оригинальному методу, который дается в «Йога-Сутрах» Патанджали. Аштанга означает «восемь ступеней»: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. В «Йога-Сутрах» говорится: «Tasmin sati śvāsa pra śvāsayor gati vicchedaḥ prāṇāyāmaḥ (2.49).». Сначала добейтесь совершенства в асане, затем практикуйте пранаяму: вы контролируете вдох и выдох, вы регулируете дыхание, вы сохраняете и удерживаете дыхание. После того, как вы добились совершенства в асане, можно приступать к совершенствованию пранаямы. Это и есть метод йоги.

 

Что такое совершенная асана и как вы добиваетесь совершенства в асане?

 

Sthira sukham āsanam (YS 2.46).”  Совершенная асана означает, что вы можете сидеть в течении трех часов неподвижно и счастливо, без проблем. Когда вы высвобождаете ноги из асаны, тело всё еще счастливо. В методе, которому я обучаю, есть много асан, и они работают с кровообращением, дыхательной системой и фокусировкой взгляда (чтобы развить концентрацию). В этом методе вы должны быть совершенно гибкими и сохранять три части вашего тела - голову, шею и туловище - в прямой линии. Если позвоночный столб искривляется, то это влияет на дыхание. Если вы хотите практиковать правильное дыхание, вы должны иметь прямой позвоночник.

Из муладхары (чакра у основания позвоночника) берут начало 72000 нади (каналы, через которые прана движется в тонком теле). Нервная система вырастает оттуда. Все эти нади загрязнены и нуждаются в чистке. В методе йоги вы используете асану и дыхание, чтобы очищать нади каждый день. Вы очищаете нади, сидя в правильной позиции и практикуя каждый день, со вдохом и выдохом, пока однажды, после долгого времени, всё ваше тело становится сильным, а нервная система совершенно излечивается. Когда нервная система находится в совершенном состоянии, тело сильное.

Когда все нади очищены, прана входит в центральный нади, называемый сушумна. Чтобы это произошло, вы должны совершенно контролировать свой анус. Вы должны внимательно практиковать бандхи — мула бандха, уддияна бандха и другие — во время практики асаны и пранаямы. Если вы будете практиковать тот метод, которому я учу, то бандхи будут работать автоматически. Аштанга йога — это оригинальное учение. Я ничего не добавлял от себя. Все эти современные учения... я не знаю... Я старый человек!

 

Этот метод требует больших физических затрат. Как вы обучаете тех, кто находится в плохой физической форме?

 

Плохая форма не является препятствием для работы. В текстах йоги говориться, что практика делает вас худым, но сильным подобно слону. У вас появляется лицо йога. Лицо йога всегда улыбается. Это означает, что вы слышите нада, внутренний звук. И ваши глаза ясные. Вы видите ясно, и вы контролируете биндху (жизненная энергия, иногда интерпретируемая, как сексуальная энергия). Внутренний огонь раскрывается, и тело становится свободным от болезней.

Есть три типа болезней: болезни тела, болезни ума и болезни нервной системы. Когда ум болен, всё тело больно. В йога-писаниях говориться:  «Manayeva manuṣāṇāṁ karaṇaṁ bandha mokṣayo” (этот стих может быть неправильно транслитерирован) - ум является причиной и зависимости и свободы. Если ум в болезни и грусти, то всё тело становится больным, и всё кончено. Таким образом, вы должны в первую очередь дать лекарство уму. Лекарство для ума - это йога.

 

Что точнее является лекарством для ума?

 

Практика йоги и правильное дыхание. Практика, практика, практика. Вот и всё. Практикуйте, тогда ваша нервная система станет совершенной, и кровообращение будет хорошим, что очень важно. С хорошим кровообращением у вас не возникнет проблем с сердцем. Контролировать биндху, не терять вашу биндху так же очень важно. Человек жив, пока он наполнен биндху. Когда биндху полностью уходит, вы мертвы. Вот что говорят писания. С ежедневной практикой кровь очищается, и ум постепенно приходит под ваш контроль. Это йогический метод. Yogaś citta vṛtti nirodhaḥ (YS: I.2).”  -  это означает, что йога — это контроль (движений) ума.

 

Мы в основном говорили о практике йоги, как об асане и пранаяме. На сколько важны первые две ступени Аштанга йоги - яма и нияма?

 

Они очень сложны. Если у вас слабый ум, слабое тело, то у вас слабые принципы. В яме есть 5 ветвей: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (не укради), брахмачарья (воздержание) и апариграха (нестяжательство). Ахимса невозможна, говорить правду тоже очень сложно. Писания говорят: говорите сладкую правду, не говорите правду, которая причиняет боль. Но не лгите, неважно на сколько сладко звучит ложь. Очень сложно. Говорите только сладкую правду, потому что тот, кто говорит неприятную правду — мертвец.

Итак, слабый ум означает слабое тело. Поэтому необходимо построить хороший фундамент с помощью асаны и пранаямы, чтобы ваше тело и нервная система полностью работали: тогда можно работать над ахимсой, сатьей и другими ямами и ниямами.

 

Как насчет других ветвей Аштанги йоги? Обучаете ли вы методу медитации?

 

Медитация — это дхьяна, 7-ая ступень в системе Аштанги. Как только в одной ступени вы достигли совершенства, вы можете приступить к следующей. Для дхьяны вы должны сидеть с прямой спиной, с закрытыми глазами и держать фокус на переносице (the bridge of the nostrils). Если вы не делаете этого, то вы не центрированы. Если глаза открываются и закрываются, то тоже самое происходит и с умом.

Йога — это 95% практики. Только 5 % теории. Без практики она не работает, нет никакой пользы. Итак, вы должны практиковать, следуя правильному методу, следуя по ступеням: одна за другой. Тогда это возможно.

 

Термин «виньяса» используется, чтобы описать то, чему вы учите. Что это значит?

 

Виньяса означает «дыхательная система». Без виньясы не делайте асану. Когда виньяса совершенна, ум находится под контролем. Это главный фактор, контролирующий ум. Этот метод описывал Патанджали. В писаниях сказано, что прана и апана происходят одинаково,  когда вы сохраняете соотношение вдоха и выдоха одинаковым и следуете умом за дыханием в ноздрях. Если вы практикуете таким образом, постепенно ум приходит под контроль.

 

Обучаете ли вы пранаяме в позах сидя?

 

Да. Когда падмасана (поза лотоса сидя) совершенна, тогда вы контролируете ваш анус с помощью мула бандхи и так же используете замок подбородка, джаландхара бандху. Есть много типов пранаямы, но самая важная — это кевала кумбака, когда флуктуации дыхания — вдох и выдох - контролируемы и автоматически останавливаются. Для этого вы должны практиковать. Практикуйте, практикуйте практикуйте. Когда вы практикуете, в ваш ум приходят новые мысли, новый способ мышления. Лекции звучат хорошо. Вы даете хорошую лекцию, и все говорят, что вы такой великий. Но лекции не практические на 99-1/2  процента. Вы должны практиковать асану и пранаяму много лет. В писаниях говориться: практика в течении длительного времени с уважением и без перерывов приносит совершенство. Один год, два года, десять лет... всю вашу жизнь - практикуйте. После того, как асана и пранаяма выполняются в совершенстве, следует пратьяхара - контроль чувств (пятая ступень Аштанга йоги). Первые 4 ступени — это внешние упражнения: яма, нияма, асана, пранаяма. Последние 4 — это внутренние упражнения, и они автоматически следуют, когда первые четыре освоены. Пратьяхара означает, что куда бы вы ни посмотрели, вы видете бога. Хороший контроль ума дает эту способность. Итак, когда вы смотрите, всё что вы видите — это Атман (Бог внутри). Тогда мир для вас окрашен богом. Чтобы вы ни видели, вы идентифицируете это с вашим Атманом. В писаниях сказано: настоящий йогический ум настолько поглощен перед лотосными стопами Бога, что ничто не отвлекает его, чтобы ни происходило во внешнем мире.

 

Каков ваш прощальный совет для тех, кто имеет желание заниматься йогой?

 

Йога возможна для любого, кто по-настоящему хочет ее. Йога универсальна. Йога не принадлежит мне. Но не подходите к йоге с  деловым умом, ищущим мирской выгоды. Если вы хотите быть около бога, поверните ваш ум к богу и практикуйте йогу. Как говориться в писаниях, «как знание может дать вам мокшу (освобождение) без практики йоги?»

 

 

Нади:

В соотвествии с Паттабхи Джойсом, существует 3 размера или типа нади: дхамани (большие), нади (средние) и сира (очень тонкие), и что они переносят — в дополнение к энергии (пране) — некоторые другие телесные вещества, такие как кровь, воду, воздух и т.д.

Перевод Анастасии Ашитковой

 

Оригинал текста статьи: http://www.ashtangayogaorangecounty.com/#!interview-with-guruji/y58vt

 

Комментарии

Русский

English

Луна сегодня:

Waning Gibbous

до новолуния 10 дней

до полнолуния 25 дней

Расписание занятий

         1  2  3
 4  5  6  7  8  9  10
 11  12  13  14  15  16  17
 18  19  20  21  22  23  24
 25  26  27  28  29  30  31

29

ПТ

марта

Яндекс.Метрика