Йога и Терапия

 Шри К. Паттабхи Джойс, расшифровка лекции в Бангалоре, в 1977 году.

 

Ум очень не постоянен, подобно ртути. Переменчивый ум, без способности различать чистое от не чистого, действует беспорядочно и проявляет себя бесконтрольно. И по причине такого неконтролируемого поведения, ум оказывает воздействие на органы тела, не только являясь причиной их заболеваний, но также причиняя опасность себе самому. Если ум становится однонаправленным или фиксированным, он может регулировать деятельность органов тела и защищать их от заболеваний. Иллюзия также является функцией ума, приводящей ко многим заболеваниям.

 

Процесс контроля и очищения ума называется йогой. Махариши Патанджали изложил это в виде афоризма: «Йога читтавритти ниродха» “Yogah cittavrtti nirodhah”, означающего что йога является процессом контроля всех волн ума и их фиксации на определенном предмете. Это также называется «Аштанга Йога», которая имеет восемь внутренних факторов: яма – ограничения; нияма - соблюдение правил; асана - позы; пранаяма – дыхательные практики; пратьяхара – контроль чувств; дхарана – концентрация; дхьяна – медитация; Самадхи – восприятие божественного.

 

 

Эти восемь факторов разделены на две группы, называемые внешними и внутренними аспектами. Ограничения, соблюдение правил, позы и дыхательные практики относятся к внешним аспектам. Контроль чувств, концентрация, медитация и восприятие божественного – принадлежат к внутренним аспектам. Очень не просто практиковать внутренние аспекты без практики внешних. Таким образом, чтобы начать практику. Необходимо начинать с внешних аспектов.

 

Среди внешних аспектов, позы и дыхательные практики занимают особое место. Те, кто болен и слаб, с проблемами внутренних органов, вряд ли будут способны практиковать ограничения и соблюдать правила. Таким образом, мы должны обладать сильными телами и здоровыми органами, чтобы выполнять ограничения и соблюдать правила. Упанишады и все йогины, хорошо изучившие йогу, считают позы и дыхательные практики занимающими особое место среди внешних аспектов. Источником для такого утверждения в Упанишадах является следующий отрывок:

 

« Asanam pranasamrodhah pratyharashca dharana | dhyanam samadhiretani shadangani prakirtitah ||»

Шри Сватмарама объясняет это в Хатха Йога Прадипике:

 

«Hathasya prathamangatvat  asanam purvamuccate | Tasmat tadasanam kuryat arogyamcangalaghavam ||»

Это означает, что любое задание не может быть выполнено без хорошего здоровья и духовной силы. Здоровье и активность тела являются существенными и, таким образом, особая важность придается позам и дыхательным практикам.

Асаны отвечают за уменьшение заболеваний и концентрацию ума, в то время как методы речака-пурака (выдоха-вдоха) являются необходимыми как предварительное условие для практики поз. Если практиковать позы без понимания техники вдоха и выдоха, то можно приобрести заболевания вместо того, чтобы излечить существующие болезни.

 

Шри Вамана таким образом прояснил этот момент:

«Vina vinyasa yogena asanadinnakarayet ||»

Не следует практиковать позы без надлежащего метода вдоха и выдоха.

Шри Патанджали также объяснил свою точку зрения в отношении дыхательных практик:

«Tasmim sati shavasaprashvasayorgati vicchedah pranayamah ||»

Пранаяма является процессом внутренней задержки дыхания (кумбхака), останавливающим вдох и выдох.

В то время как внутренняя задержка дыхания (кумбхака) является пранаямой, управление речака и пурака (вдохом и выдохом) должно применяться при выполнении поз, добавляет он, что означает, что позы могут практиковаться лишь при условии регулирования вдоха и выдоха.

Этот метод может быть изучен только от опытного йогина, хорошо изучившего Йога Шастры. Практикуя таким образом, можно достичь избавления от физических и ментальных заболеваний и сделать ум устойчивым. В отношении этой йоги, Яжнавалкья говорит:

«Tritiya kālastho rivah svayam samharate prabham | Tritiyange sthitho dehi vikaram manasam tatha ||»

Так же как и Солнце в своей третьей фазе, т.е. вечером, на закате, теряя свои жгучие лучи, создает умиротворенную атмосферу, так же и йогин, практикующий третий аспект – позы, освобождает себя от ментальных загрязнений и становится спокойным. Таким образом, необходимость выполнения поз существенна.

Регулярная практика поз с регулируемым дыханием способна излечить многие заболевания. Для излечения инфекционных заболевания помощь доктора может потребоваться, но это не относится к хроническим заболеваниям. Хронические заболевания могут быть излечены посредством выполнения поз и дыхательных практик.

Из моего собственного достаточно обширного опыта, я могу сказать, что многие заболевания, которые не могут быть излечены докторами, могут быть исцелены выполнением поз и дыхательных практик. Например, астма, диабет, желудочные проблемы и ревматизм, известные как неизлечимые заболевания в медицине, могут быть излечены без медицинской помощи. Эти хорошо известные заболевания, для которых пока не найдено лекарство, считаются безнадежными. До сих пор не найдено лекарственного средства, чтобы победить эти заболевания. Но я могу повторить, что все эти заболевания могут быть излечены посредством асан йоги и пранаям. Доказательством этого является тот факт, что наш институт помог излечиться многим хронически больным пациентам посредством надлежащего наставления в выполнении поз и дыхательных практик. Такие заболевания как паралич, хронический запор, геморрой и т.п. могут быть излечены только посредством практики anupara (жидкости) без обращения к какой-либо медицине. Все что необходимо и существенно для поддержания этого йогического знания – это вера, смелость и отвага.

В наше время научного прогресса критерии для диагностирования заболеваний были переданы машинам. Мы отказываемся принимать этот стандарт. Например, пациент страдающий от высокого давления ощущает тусклость зрения, испытывает повышенную усталость, выполняя даже небольшое усилие на работе, предпочитает всегда лежать. Эти симптомы помогают понять, что причиной является именно высокое давление. В то же время, если ни одного из указанных симптомов нет, и доктор советует пациенту только на основании результатов работы медицинского оборудования, пациент только благодаря галлюцинации оборудования, будет испытывать последствия высокого давления, которого у него не было изначально. Это, таким образом, позволяет мне заявить, что мы отказываемся принимать теорию диагностирования заболеваний посредством медицинского оборудования.

Посредством практики йоги возможно очистить множество внутренних вибраций, клеток, сосудов, плазму, газы, печень, слизь, циркуляцию крови и т.п. Таким образом, внутреннее очищение тела само по себе облегчает излечение заболеваний. Говоря в общем, для очищения любой материи требуется огонь и ветер. Так же как и золото в тигле очищается ювелиром с помощью огня и ветра, которые уничтожают все его загрязнения, превращая его в сверкающее золото, так же и уничтожение заболеваний и загрязнений требует огня и ветра. Поэтому мудрые люди говорят:

«Pranayamabhyasayuktasya sarvarogakshyobhavet | Avuktabhyasayuktasya sarvarogasamudbhava ||»

Тот, кто практикует асаны и пранаямы надлежащим образом, обнаруживает, что все заболевания  прекращаются, в то время как все виды заболеваний могут появиться в следствие ненадлежащей практики.

Асаны являются необходимым и предшествующим условием для выполнения пранаям, которые должны выполняться в соответствии с методами речака и пурака. Мало пользы может быть получено от асан, практикуемых с малой толикой знания о контроле дыхания.

Теперь мы видим, насколько асаны полезны для лечения и предотвращения заболеваний. Например, определенные асаны предписаны для лечения диабета: Джануширшасана, Баддхаконасана и Упавиштаконасана.

Для лечения запоров и заболеваний ануса предписана баддхаконасана. Удерживая баддхаконасану, следует сокращать анус, выполняя длительные речака и пурака (вдохи и выдохи). Шри Вамана говорит, что такая практика излечивает заболевания ануса. Я знаю из собственного опыта, что многие получили пользу от этой практики.

Но для того, чтобы вышеуказанные асаны были стабильными, многие другие асаны предшествуют им. Во время практики определенной позы, предписанной для излечения определенного заболевания, в такой позе необходимо оставаться достаточно длительное время, достаточное по крайней мере для выполнения 50 речака-пурака (вдохи и выдохи). Таким образом можно излечить заболевание. Только тогда, когда все органы функционируют с надлежащим кровообращением, заболевания могут быть излечены. Чтобы понять это, следует найти хорошо просвещенного йогина, и это означает, что наличие Гуру является существенным.

В заключение, практикующий йогу с правильным знанием о ней, не ведает страха заболеваний или слабостей. Но вряд ли можно получить какую-либо выгоду от практики, если в одновременно не контролировать пищу, привычки, речь и т.п. Поэтому, что подтверждается и моим опытом, который совпадает с мнением достаточно хорошо изучивших шастры, практик йоги, практикующий с контролем пищи, привычек, речи и контактов, будет освобожден от всех видов заболеваний, физических и ментальных.  

Иточник: Йога и наука, Буддха Вачана Траст, Бангалор, Индия 1977

Перевод: Анна Кравцова, копирование материалов только с разрешепния автора перевода и со ссылкой на оригинал

Оригинал статьи: http://ayny.org/sri-k-pattabhi-jois

Комментарии

Русский

English

Луна сегодня:

Waxing Gibbous

до новолуния 18 дней

до полнолуния 3 дня

Расписание занятий

 1  2  3  4  5  6  7
 8  9  10  11  12  13  14
 15  16  17  18  19  20  21
 22  23  24  25  26  27  28
 29  30

20

СБ

апреля

Яндекс.Метрика