Конференция Шарата Р. Джойса в KPJAYI, Майсор 20.01.2013 г.

Часть 1

(В) К вопросу о взаимосвязи между асанами и спокойствием разума - мы все благодарны практике за это. Но иногда я (спрашивает ученица - молодая девушка) чувствую, что не могу сделать асану не потому, что физически не могу сделать, а потому, что это блок у меня в голове. Я чувствую, что с практикой я учусь больше разумом, чем телом.

Шарат: «Когда вы все больше и больше занимаетесь, у вас появляется важный навык - то, КАК вы занимаетесь. В Аштанга йоге практика должна превращаться в медитацию. Если ум рассеян в течение практики, вы не можете сосредоточиться, выполняя асаны. Нет стабильности и спокойствия ума. Делая капотасану, или любую другую сложную асану, необходимо концентрироваться. Разум должен быть спокоен, ученик должен присутствовать на коврике и быть сконцентрирован на практике».

Шарат продолжает, говоря, что концентрация очень важна, и это есть основа Асаны. Как только ученик становится способным концентрироваться, автоматически появляется стамина, асаны  становятся «наполненными силой». Когда ученик находится в асане, он должен полностью быть в асане, ничто не должно отвлекать и беспокоить ум. Именно в таком направлении необходимо двигаться в практике, вот к чему надо стремиться. Это основная задача ежедневной практики.

«Если вы выполняете практику, а разум где-то далеко….и я прекрасно вижу, когда вы отвлекаетесь (смеется). Иногда я во время счета говорю: Ардха Бадха Падмотанасана левая сторона. А кто-то делает на правую сторону. Тела учеников здесь, а разум где-то абсолютно далеко. Вот над чем вам надо работать. Быть более продвинутым и развитым в практике не значит делать много сложных асан. Ученик может быть продвинутым, выполняя лишь первую серию». 

Далее разговор заходит о неких этапах в практике, через которые проходит каждый практикующий: «Когда начинающий приходит на занятие, он делает асаны плоховато, и выглядит очень растерянным. Это бросается в глаза. Он смотрит по сторонам, стараясь понять, что делают остальные. Со временем он становится более серьезным, он развивается и его практика меняется. Он привыкает к практике и становится более сфокусированным. И все это происходит на глазах учителя….со многими людьми (здесь Шарат улыбается). Проходит еще время, и ученик становится ОЧЕНЬ серьезным в ЕГО практике. Этот момент я тоже часто могу видеть. Затем, неожиданно, и это меняется. Я был таким же. Я прошел через все эти перемены. Оглядываясь в прошлое, 23 года назад, в начало моего пути - тело мое было скованным и жестким, фокус и концентрация отсутствовали. Я не мог сфокусироваться. И во время занятий Аштангой я думал: «Поскорей бы это все закончилось, и я пойду домой…» (смеется). Потом все изменилось. Я погрузился очень глубоко в практику. И в каждой асане я начал ощущать и чувствовать ее. Каждую асану я чувствовал, в каждой асане я погружался глубже и глубже. Когда появляется такое ощущение глубины во время практики, оно появляется где-то внутри тебя, и автоматически практика становится осознанной и сфокусированной. И такая глубина появляется в каждой асане: Сурья Намаскара, Падангуштасана, Падахастасана, Триконасана и т.д. И своей осознанностью ты поддерживаешь себя в каждой асане. И это то, к чему каждый практикующий должен стремиться. А новые асаны – они осваиваются годами. И с каждой новой асаной приходят новые страхи……много много страхов (улыбается). Ведь если нет страхов, нет и веселья».

Далее идет рассказ о Дъхьяне (Dhyana). Поскольку все вышесказанное направлено на то, чтобы сохранять Дъхьяну. Дхьяна означает, что фокус и внимание находятся в одном месте. Если вы сидите в падмасане, а ум где-то блуждает, это не есть Дхьяна. Когда все сосредотачивается на одном месте, «здесь и сейчас», тогда появляется Дхьяна. Поток мыслей  останавливается, появляется фокус. А фокус – и есть энергия.

(В) Почему на разные асаны отводится разное количество дыханий? В некоторых асанах мы находимся 5 дыханий, в других – 8 дыханий. Зачем нужно удерживать некоторые асаны дольше?

Шарат: «Все асаны заключительной последовательности, которую мы делаем, должны удерживаться дольше. Это очень важно. В заключительной последовательности мы задерживаемся в некоторых асанах по 8 дыханий, а в некоторых и по 15. Но все эти асаны мы используем как бы в лечебных целях. Сарвангасана, Ширшасана, Падмасана – все эти асаны являются терапевтическими. Студенты обычно приходят с множеством проблем со здоровьем. И их необходимо задерживать в этих асанах. Например, в случае проблем с пищеварением, необходимо выполнять Джану ширшасану 15 дыханий и больше. В Майсоре у нас есть время лишь на 5 дыханий (смеется) – у нас здесь по три класса в день. Делать эти асаны глубоко и  осознанно крайне важно». Далее объясняет, почему перевернутые асаны важны для пищеварительной системы,  добавляя, как важно удерживать их дольше. «Мы делаем порядка 30-ти асан в первой серии. После всех этих асан приходит усталость. Подходя к стойкам на голове мы чувствуем недостаток сил. (По ряду причин) Мы не можем слишком долго удерживать эти позы. Но мы можем постепенно увеличивать время Сарвангасаны и Ширшасаны. Постепенно мы можем увеличивать время с 5 минут до 10 минут, с 10 минут до 15 минут, с 15 минут до 20 минут».

(В) Вы прежде упоминали о важности падмасаны….

Шарат «Существует много вариаций падмасаны. Мы делаем всего 3 или 4. Но существует много других…около 10ти разных асан. В основном они делаются в терапевтических целях. Недавно ко мне пришли два человека. Один с артритом, у другого проблемы с артериальным давлением и уровнем сахара в крови. Они начали практиковать, уже 3 месяца они практикуют. Сразу же они почувствовали эффект от асан. Теперь они другие люди». Далее рассуждает о многообразии асан «Сколько существует асан? Очень много. Сколько видов растений на Земле? Сколько различных видов живности обитает в воде? Огромное количество и они все разные. Одних только акул, например, множество видов. Сколько различных людей мы видим здесь – Японцы, Тайваньцы, Австралийцы, Новые Зеландцы. Мы все люди, но мы все выглядим очень по разному, цвет кожи разный….все разное. Столько много разного и непохожего в мире. Также и асаны. Также много различных асан существует.(…)(Цитирует Йога сутры) что означает, сколько живых существ на Земле, столько и асан. Кто знает все эти асаны? Только Ishvara . Только Ему все они известны.  Ishvara есть Бог и отец всего. И только Он знает все асаны». После небольшой паузы продолжает «Существует много асан, которые были придуманы в целях терапии. Мы сейчас видим асаны, разделенные на группы. Гуруджи поделил все асаны на 3 группы. Первая серия есть первая группа. Таким образом, одна группа получилась полностью терапевтическая – чтобы лечить всякие заболевания. Далее можно продвинуться и сделать больше, чем просто лечить заболевания. Этим занимается Вторая серия – Нади Шодхана (Nadi Shodhana). Она помогает очищению нервной системы и позвоночного столба. Вся система йоги, в общем-то, направлена на очищение. Далее идет Третья серия, которая называется Стира Бхага (Sthira Bhaga). Третья серия привносит стабильность в тело. Когда есть стабильность, становится возможным выполнять больше сложных асан. Стабильность приходит с концентрацией и дыханием. Эти две вещи очень важны в асанах».

«Асана не есть лишь физическое упражнение, но есть также  и ментальное».
Далее Шарат говорит об уважении к практике: «Не ходите делать асаны на пляж. Вы должны уважать практику. Вы должны быть позитивными в своих стремлениях. Также практика подразумевает выполнение асан каждый день. Не обращайтесь с практикой как мартышка, которой дали в руки дорогой и прекрасный бриллиант. Если вы поедете в Англию и там попадете в музей, где хранятся прекрасные бриллианты.....которые были вывезены из Индии (смеется). Бриллианты действительно великолепны. Но если вы дадите один из них мартышке, что она может знать о нем? То же самое и с йогой. Йога прекрасна, если вы практикуете с уважением. Уважение означает практиковать в правильном месте, в правильное время, с правильным настроем. Если следовать этому, тогда вы будете получать позитивный эффект».

(В) Вы говорили о некоторых жертвах, которые мы приносим практикуя. Многие люди здесь были вынуждены уйти с работы, чтобы приехать и заниматься. Есть ли предел в таких жертвах? Баланс? Я, например, оставила друзей и семью….

 Шарат: «Научите их тоже йоге (смеется). Конечно, жизнь не есть что-то одно. Жизнь много больше, чем это. Но наша жизнь дана не только для того, чтобы проснуться с утра, поесть...не только для удовольствия. Только удовольствие это не жизнь. Но жизнь очень важна. Жизнь каждого человека важна и уникальна. Мы должны понять, что находится внутри нас и что мы есть. Эти вещи крайне важны. Посмотрите на своих соседей. Каждый день они просыпаются, едят, идут на работу и зарабатывают деньги, чтобы есть, возвращаются с работы, чтобы спать. Какая польза от такой жизни? Должны быть другие, настоящие причины, чтобы жить. В Бхагават Гите сказано
«У каждого из нас есть сто лет, и в эти сто лет не тратте время попусту. Постарайтесь ощутить Его присутствие (Бога - прим. Переводчика), хотя бы однажды....».

Шарат продолжает «Чтобы научиться ощущать присутствие Бога, вам необходимо научиться приносить жертвы. Но приносить жертвы не значит издеваться над собой, это лишь значит привнести ДИСЦИПЛИНУ в свою жизнь. Тапас - вот о чем я говорю. Тапас означает дисциплина во всем. Старайтесь жить лучше. И это есть Йога. Если у нас нет дисциплины внутри нас, наш разум рассеивается, появляется много иллюзий. И это знание это не то, чему нас могут научить наши родители. Моя бабушка меня всегда спрашивала «Почему каждый день в 3 утра ты приходишь? Такой долгий путь из Гокалама...каждое утро?». Она была обеспокоена, поскольку на улицах было не безопасно и неоткуда было ждать защиты. Но что сделано, то сделано. 8-9 лет я ходил таким образом, каждое утро....".

(В) По поводу женского цикла - как нам заниматься в это время?

Шарат объясняет, что первые три дня необходимо воздерживаться от практики. Это крайне важно, поскольку женщина должна относиться с уважением к своему телу. Три дня в месяц женщины должны отдыхать от асан.

(В) Что важного говорил Гуруджи в свои последние дни?

Шарат говорит о том, что Гуруджи был очень простым человеком. Он был очень знаменитым, но никогда не говорил об этом. Свои последние дни он провел в йога шале, преподавая йогу.

(В) Когда тело начинает стареть есть ли необходимость менять практику?

Шарат: «Обычно выполняется только первая серия. Если есть прочный фундамент в плане асан, и все соблюдается как положено - яма, нияма и асаны, этих вещей достаточно, чтобы быть в хорошей форме. Если эти три вещи выполняются правильно, нет необходимости в большом количестве асан. После замужества, как правило, некоторые асаны уходят, нет возможности их выполнять. После первого ребенка опять же некоторые асаны уходят, после второго ребенка уходят еще. В такой ситуации просто невозможно выполнять некоторые асаны. Но это в порядке вещей и это нормально. Это часть человеческой жизни. Но в фундаментальных вещах должна быть дисциплина и они должны строго выполняться. Необходимо практиковать яму и нияму больше. Ведь асана это только лишь один аспект йоги. Это не есть высшая ступень йоги. Асаны выполняются только для того, чтобы стабилизировать ум и тело. Это их главное назначение. Чтобы добиться стабильности мы практикуем. Без этого не добраться до верхних ступеней".

(В) Что по поводу пранаямы? В преклонном возрасте, после 40-50 лет практики, должны ли мы прекратить асаны и начать делать пранаяму?

Шарат начинает ответ, упоминая Кришнамачарью: «Кришнамачарья говорил о пранаяме, но он никогда не говорил, что необходимо делать пранаяму жадный день. Знание о пранаяме должно распространяться от учителя к ученику. Много раз Кришнамачарья говорил о том, что практикуя пранаяму мы можем избавиться от многих болезней. Но если вы будете делать что-то неправильно, не обладая нужным знанием, вы заработаете болезни. Йога - сутры говорят, что только если есть мастерство в асанах, ученик может заниматься пранаямой. Кроме того, существует много типов пранаямы. Настоящая пранаяма предполагает использование "кумбхака" (задержки дыхания). Но если вы будете делать простые дыхательные упражнения, для вас это также будет пранаямой. Каждый день во время практики после падмасаны, во время завершающего блока, вы можете делать простую пранаяму». Далее Шарат показывает некоторые простые приемы дыхания.


«Выполняя эти приемы вы очищаете внутренние органы». Прием заключается в следующем - необходимо вдыхать одной ноздрей, выдыхать другой, без задержки дыхания. Затем сменить ноздри. Шарат также комментирует: «Эти упражнения всегда необходимо выполнять ПРАВОЙ РУКОЙ. Будет подходящим делать 10 раз одной ноздрей, и 10 раз другой. Когда вы стареете, наверное, действительно следует выполнять меньше асан и больше дыхательных упражнений. Никогда не закрывайте глаза во время пранаямы. Вы можете делать простые упражнения и после шавасаны. Хотя то, что вы делаете - это не шавасана», смеется Шарат - «Это Шукасана, что означает счастливая асана....».


Далее Шарат рассказывает историю об ученике, который каждый лень хотел новую асану.
«Он был очень хороший и преданный студент. Выполнял практику каждый день. Каждый день делал пуджу (в индуизме обряд поклонения божеству - прим. переводчика). Каждый вечер он возвращался домой поздно - в полночь, в час ночи, но, не смотря ни на что, всегда выполнял пуджу и только после этого отправлялся спать. Он занимался с моим дядей (дядей Шарата), но не с Манджу, а со вторым дядей. Но каждый день ученик хотел новую асану. И тогда в один из дней учитель сказал ему - ложись на бок, руку под голову. Это асана «на боку» Шарат приводит название асаны на санскрите и громко смеется. «Выполняй эту асану пять дыханий на одном боку, и пять на другом». Через некоторое время, в одно из занятий, пришел Гуруджи. А он был очень строг к ученикам. И когда он увидел, что ученик в конце практики выполняет асану «на боку», он был ошеломлен». Шарат продолжает смеяться, смеется и весь зал. «Гуруджи спросил ученика, что тот делает, на что он ответил, что он хотел новую асану, и вот чему его научил Рамеш. Гуруджи пошел к Рамешу, и стал спрашивать его, что это за асана, поскольку он никогда ничего подобного не видел. И хотя Гуруджи был очень строгим, у него было и чувство юмора. Рамеш ответил, что ученик хотел каждый день новую асану, но был не готов для этого. Поэтому, он придумал асану «на боку» и научил его....».


(В) Что мы должны делать, если кто-то агрессивен в отношении нас, «атакует» нас?


Шарат: «Просто не обращайте внимания, игнорируйте их.....».

 

 Перевод и адаптация текста – Надежда Каплюкова.

 

Комментарии

Русский

English

Луна сегодня:

Waning Gibbous

до новолуния 12 дней

до полнолуния 27 дней

Расписание занятий

 1  2  3  4  5  6  7
 8  9  10  11  12  13  14
 15  16  17  18  19  20  21
 22  23  24  25  26  27  28
 29  30

26

ПТ

апреля

Яндекс.Метрика